23:07 Пинзель в Лувре,или Хороший повод для нашей гордости | ||||||||||||
Страна Украина, которой, по большому счету, почти не существует на культурной карте мира, в эти дни обрела повод для гордости: гостей самого посещаемого музея мира, парижского Лувра, с сегодняшнего дня встречает огромный банер с изображением скульптуры Святого Иоанна и надписью: "Иоганн Георг Пинзель. Скульптура барокко в Украине XVIII ст." Выставка с таким названием торжественно открылась в среду в зале Часовни Королевского дворца в присутствии главного хранителя отдела скульптуры Лувра, куратора экспозиции Гилема Шерфа и министра культуры Украины Михаила Кулиняка. На предшествовавшем открытию пресс-брифинге в Киеве господин министр не скрывал патриотического пафоса: "Выставка Пинзеля в Лувре – это прорыв украинского искусства в мировое пространство истории искусств". Очевидно, что о пересмотре истории искусства после вчерашнего открытия говорить пока рано, но данной выставкой Украина определенно совершила прорыв в сфере музейного менеджмента и официальной культурной политики. Идею привезти работы неизвестного западному зрителю (и даже профессионалу) скульптура Пинзеля из Галичины, по словам господина Шерфа, принес в Лувр некий французский бизнесмен, живущий во Львове. Побывав в 2009 году с ознакомительной поездкой по городам и селам Галичины, луврские кураторы среагировали мгновенно: они запланировав выставку художника на вторую половину 2012 года.
В процессе подготовки и реализации проекта ведущая роль принадлежала директору Львовской национальной галереи искусств Борису Возницкому. Именно руками Бориса Григорьевича были спасены, сохранены, изучены и экспонированы в отдельном музее мастера во Львове большинство его работ. Ксожалению, Борис Григорьевич не дожил до луврского триумфа - он погиб нынешней весной. Многие из деревянных скульптур находились в плачевном состоянии: большинство было съедено изнутри древесным червем и могло рассыпаться в любой момент. Поэтому проведение выставки в столь крупном западном музее было важным стратегически - реставрация сохраняла немногочисленное наследие художника от окончательной гибели. Решение о перевозке и экспонировании работ в Лувре позволило использовать для этого средства из государственного бюджета и от частных лиц. Большая часть из потраченных украинской стороной 2,5 млн. гривен пошла на реставрацию и консервацию работ. На выставку в Лувре кураторы отобрали 27 работ художника, большинство из которых предоставлены Музеем Пинзеля Львовской национальной галереи искусств. В экспозицию также вошли две ранние работы мастера – Святой Феликс с ребенком и неизвестный святой, из алтаря римско-католической церкви в городе Бучач, четыре ангела-путти из церкви села Городенка, восемь миниатюрных деревянных эскизов из коллекции Баварского национального музея в Мюнхене и несколько работ т.н. "мастерской Пинзеля", продолжавшей работу после смерти художника. Кульминацией экспозиции стал наиболее репрезентативный для зрелого мастера ансамбль из семи скульптур, которые находились в церкви села Годовыци. По словам куратора, отбор работ для реконструкции ансамбля осуществлялся совместно с Борисом Возницким: из небольшого количества сохранившихся скульптур этого храма только несколько имеют выставочный вид. Они и стали ядром луврской экспозиции. В экспозиционном пространстве господин Шерф стремился создать представление о колористических особенностях галичанских храмов эпохи барокко. Поэтому фактурные стены, имитирующие теплую полихромию годовицкой церкви поддерживают экспрессию полихромии большинства творений Пинзеля. Ритуальное прошлое зала Часовни осталось исключительно в его названии – в остальном это технологичное музейное пространство со сложной системой освещения при достаточно скромных размерах и невысоких потолках. В такой конфигурации луврская экспозиция значительно проигрывает внутреннему пространству музея Пинзеля, расположенному в костеле клариссок. Главно же "визуальной приманкой" становится чуть ли не впервые открытое окно бывшей часовни. Оно открывает завораживающий вид на внутренний двор Лувра, почему господин министр и заметил на открытии, что "сам художник сможет понаблюдать за тем, какое место ему отведено в современности". В истории с выставкой Пинзеля важным остаются два момента. Первое – это тщательный профессиональный подход луврских менеджеров: к открытию выставки издан подробный каталог со статями украинских и французских исследователей, где рассматриваются вопросы историко-кульутрного и искусствоведческого контекста творчества Пинзеля. И второе – само присутствие слова "Украина" в названии проекта. В годы жизни и работы Пинзеля территория Галичины была частью государства Реч Посполита, в вопросе национальной и культурной принадлежности художника исследователи склоняются к немецким корням, но имя "Пинзель" живет нынче исключительно благодаря многолетней последовательной и во многом самоотверженной работе украинских музейщиков.
Выставка Пинзеля в Лувре открыта до 15 февраля 2013 года.
| ||||||||||||
|