Вітаю Вас, Гість
Головна » Файли » Конспекти уроків

Русский язык. 5 класс.
19.11.2012, 20:07

Тема: Правописание и произношение сочетаний ча, ща, чу, щу. Составление диалога по данному началу.

 

Цель:

научить правильно писать гласные после шипящих: ча, ща, чу, щу;

закрепить ранее изученный материал: понятие о гласных звуках, шипящих, правописание безударных гласных в корне слова, сведения о диалоге;

развивать связную речь, речевую и письменную грамотность учащихся.

Если одни шипящие согласные всегда твердые, а другие - всегда мягкие, то нет необходимости обозначать на письме их твердость/мягкость соответствующими буквами. Вот поэтому люди и договорились: после шипящих никогда не писать ы, я, ю, а только и, я, у, - жи, ши, ча, ща, чу, щу.

 

 Оборудование: карточки с текстом , таблицы с правилом, индивидуальные карточки с заданиями.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока:

 

1.     Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний. Работа по карточкам( несколько человек и проверка всем классом домашнего задания).
  2. Переход к изучению нового материала.

Какие согласные мы называем шипящими? Назовите их.

Запомните:

Слоги жи-ши, пишутся с буквой и, слоги ча-ща – с буквой а, слоги чу-щу – с буквой у.

Исключения: жюри, брошюра, парашют.

    Сравним с украинским языком: журі, брошура, парашут.

 

Орфограмма «Буквы и, у, а, после шипящих» или «Гласные после шипящих»

 

                         I.      Задание

Прослушайте стихотворение об этой орфограмме и выпишите в тетрадь в один столбик слова с изученной орфограммой, а в другой – слова-исключения.

 

Ы, Ю, Я – их под запрет!

Не пройдут под красный свет!

За шипящей – знает всяк –

Их писать нельзя никак.

 

Чудо, площадь, жизнь, прищурит!

Но пишите без сомненья:

Парашют, жюри, брошюра

С буквой «ю» как исключенье.

 

                      II.      Задание

Запишите скороговорки, вставляя на месте пропусков сочетания.

 

1.      Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

2.      Тащу – не дотащу, боюсь, что выпушу.

3.      Шапкой Мишки сбили шишки.

4.      Сорок сорок для сорочат, сорочки строчат.

5.      У Саши и у Гриши стрижи живут под крышей.

 

                 III.      Закрепление изученного материала. Работа с текстом

 

a)      Прочитайте текст выразительно. Найдите слова с изученной орфограммой «Гласные после шипящих в корне».

б) Найдите в тексте диалог. Объясните знаки препинания при диалоге (в диалоге каждая реплика (слово одного из участников диалога) записывается с новой строки, а перед ней ставится тире)

                   в) Сколько участников диалога? Назовите их. /Два; человек, роза/

                    г) Прочтите диалог по ролям.

Человек

Роза

Автор

д) придумайте своё окончание текста, вставив в него слова розы.

 

Домашнее задание. Выучить правило. Упр.

Приложение:

Притча о человеке и розовом бутоне

Один человек решил вырастить в своём саду розу.

Он долго искал для неё место, наконец выбрал самое лучшее, самое солнечное, удобрил землю и посадил куст. Несколько лет он терпеливо ухаживал за розой, поливал её, рыхлил вокруг неё почву, укрывал в морозы, обрезал дикие побеги. И вот наступил тот день, когда на кусте появился первый бутон. Сначала он был крохотным, потом становился всё больше и больше, но лепестки чашелистика никак не раскрывались, а человеку не терпелось увидеть, каким будет цветок. Нетерпение оказалось сильнее рассудка, и человек, не выдержав, решил приоткрыть тайну. Он наклонился к цветку и пальцами стал отгибать сначала лепестки чашелистика. За зелёными плотными лепестками показались не то розовые, не то кремово-белые лепестки самого цветка. Тогда человек с нетерпением стал отделять лепестки один за другим у туго связанного бутона. Толком раскрыть бутон человеку не удалось, но он успокоил себя тем, что помог цветку освободиться от связывающей его силы и завтра тот легко сможет распуститься, расправив все свои лепестки. И человек предвкушал уже счастье от удивительной красоты. На следующий день он рано проснулся, чтобы не пропустить момент чуда, когда на раскрывшемся цветке между красивейшими нежными лепестками заискрятся бриллианты утренней росы. Человек выбежал в сад с восходом солнца, когда роса серебристой лазурью искрилась на зелени травы, настроенный на встречу с чудом, и вдруг он увидел уродливый, почерневший и завядший за ночь бутон розы. Его сникшая головка склонилась набок, глядя не в прозрачное небо, улыбаясь своим блеском солнцу, а в темноту мрачного подземелья жизни, роняя наземь капли появляющейся и тут же стекающей, как слезы, роен.  И возмутился раздосадованный человек

- Я помогал тебе, чтобы ускорить час твоего расцвета, который затянулся
слишком надолго, а ты обратил мои лучшие намерения в такое уродство.

И человек в бешенстве срубил весь куст. Когда он успокоился и пришел в себя, то заплакал:

- Я вложил в тебя всю душу, а ты с такой неблагодарностью отнесся к
моим стараниям.

Всему своё время. Нельзя убыстрить те процессы, которые ускорить невозможно.

 

Категорія: Конспекти уроків | Додав: uchitel
Переглядів: 1378 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: