Вітаю Вас, Гість
Головна » Файли » Конспекти уроків

Конспект урока интегрированного курса "Литература"
08.11.2012, 11:04

ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ.”1984”.

(1903-1950)

 

Тема:  Твой Бог в тебе, и не ищи другого ни в небесах, ни на земле, или роман Оруэлла "1984 и его автор.

 

Цель:  определить мотивы которые толкнули Эрика Артура Блэйёра стать Джорджем Оруэллом и писателем; познакомить с термином «антиутопия»; вместе с главным героем романа "1984” Уинстоном Смиттом войти в мир, в котором живет он и другие, что-бы высказать свой приговор этому миру; проследить, как происходит духовное уничтожение.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Форма урока: лекция с элементами беседы и комментированного чтения.

Литература: Джордж Оруэлл ”1984” и эссе разных лет –М,1989. 

 

                                           ХОД УРОКА

 

             I.      ОБЗОР ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ.

 

Одна из просьб вписанная в завещание: не писать биографии Эрика Блэйра, так как "какая-либо жизнь, увиденная из середины, есть только чреда унизительных компромиссов и неудач”.

И все же…

( Тезы учителя ученики записывают в тетрадь)

Статья Оруэлла "Почему я пишу”. В ней изложены мотивы, которые способствовали ему взяться за перо.

ü       Первая книга очерков ”Вниз и прочь в Париже и Лондоне”(1933), подписана "Джордж Орруэлл”- это имя носил святой покровитель Англии.

ü       Жизнь среди бродяг, частая перемена профессий. Стал заметной фигурой на литературном Олимпе, выпустив романы "Бирманские дни”(или "Дни в Бирме”, 1936),”Дочь священника”, "Не бросай ландыш”.

ü       Вторая мировая война; сатира "Ферма зверей”1945 (или ”Скотный двор”, "Ферма”- мультипликация)

ü       1984 год – начало работы над романом "1984”(через полтора года он умер).Тут изображены злые контуры антиидеала. Его художественные символы: ……, Старший Брат, Неоднозначность – стали стали ведущими понятиями политического мышления во II–й половине XX века.

ü       Роман "1984” назвали "классической тоталитарной  диспотией”, т.е. от негативной утопии, а утопия – это то, чего нет, идеальное, несуществующее.

Из теории литературы:

УТОПИЯ существовала в литературе, истории, сознании человека как представление о полной гармонии человека и общества

Литературный жанр антиутопии стал своеобразной летописью трагедии XX века, предупреждением об опасности, духовной деградации общества(Томас Морр "Утопия”, Дж.Свифт "Приключения Гулливера”).

Характерные особенности жанра антиутопии:

1)      Специфическое изображение будущего/фантастика/.

2)      Тема государства, которое есть тоталитарным по сути, направленная на удушение индивида. Имеет форму пирамиды.

3)      Изображение формирования человека будущего, разоблачение антигуманного характера воспитания и образования.

4)      Обязательным элементом есть тема любви (это одна из форм оппозиции).

                   "Любовь – это попытка найти себя в другом человеке

                                                                                            /Мопассан/

5)      Специфический герой – самостоятельный; обреченный на одиночество. Уинстон Смитт – язва на ноге, которая не позволяет делать ему физическую зарядку.

6)      Обязательное поражение героя.

Антиутопии не являются непосредственно пессимистичными (Джулия и Уинстон признаются друг другу, что они предали друг друга).

Антиутопия  предполагает систематичное, последовательное изображение негативных последствий построения будущего общества согласно определенной социальной идее. Это может быть технократия, социализм, капитализм ,но тоталитарного характера.

Первым антиутопичным романом XX века стал роман "Мы” русского писателя Евгения Замятина. Роман был создан в 1920 году. Еще тогда автор ощутил опасность, которая угрожает человечеству,- гипертрофированная власть техники и государства. Писатель выступает против тирании, призывает к обновлению свободы человека, к духовному пробуждению.

Говоря о романе Оруэлла, следует обратить внимание на воссоздание в нем собственной авторской позиции. Автор не воспринимает человеческого унижения ни в каком виде, его удивляли голодные шахтеры времени депрессии, бедняки, которые собирают себе еду на помойках. Оруэлл борется за счастливое социалистическое будущее с его светлыми идеалами. Но побывав в Испании, где проходила революция, понял, что социализм может иметь другое лицо – лицо сталинского образца.

 

ü       В 1984 году мир отметил дивный юбилей: год, который означает время действия в книге. Ожидание Оруэлловского ужаса до 1984 года – результат массового обмана читательского восприятия: герой живет при ангсоце четвертый десяток,- выходит последняя в мире тоталитарная революция произошла в середине XX столетия. Во всяком случае, оторвав последний лист календаря, люди с облегчением вздохнули: какой ни есть плохой мир, но оруэлловский страшнее.

Беседа с учениками:

 На какие события было богато первое десятилетие XX века ?

 

           II.      ЗАЩИТА РИСУНКОВ, подготовленных учениками как иллюстрации к роману.

 

a)      дома – аквариумы, в них фигурки людей, на стене комнаты – портрет усатого мужчины с провалами вместо глаз, с локаторами вместо ушей.

b)      здание муниципалитета с часами, на которых кроме стрелок ничего нет.

 

       III.      ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТОВ РОМАНА, КОТОРЫЕ ВВОДЯТ В МИР ЖИЗНИ ГЕРОЕВ

 

ü       игры детей (гл. I ) Уинстон зашел к Парсонам;

ü       утро, одинаковое для всех (гл. III );

ü       "новая” – "единственный язык в мире, чей словарь с каждым годом сокращается” (гл. V ). Уведомление министерства изобилия;

ü       забота партии об интимной жизни каждого ее члена.

 

Свобода – это возможность сказать, "что дважды два – четыре. Если разрешено сказать это, остальное из этого вытекает.”

 

ВЫВОДЫ ИЗ ПЕРВОЙ ЧАСТИ РОМАНА:

 

1.        Страна, в которой в середине 80 –х победил социализм.

2.        Партия все взяла в свои руки. Жизнь на виду, с микрофонами, с готовностью: Чего желаете ? – ради ближнего…

3.        Общий страх, общее недоверие, доносы родителей на детей и наоборот, умение быть исполнителем, любовь к тому на кого указывают, женитьбы только по указу партии. За малейшее нарушение общепринятых норм тебя сотрут в порошок.

 

        IV.      ЗАДАНИЯ ( РАБОТАЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ )

 

ü       На одном из рисунков – комната Уинстона – вместо стены – экран. Работает Уинстон в секции документального отделения. Содержание работы сводится к тому, чтобы оставить потомству информацию о неслыханном доселе благополучии жителей Океании.

ü       Обратить внимание на ………. обед служащих и на информацию министерсва достатка. "Новояз” – это тот язык, которым должен овладеть каждый рядовой партиец, вся жизнь которого подчинена служению Старшему Брату.

ü       Вторая часть романа – новое в жизни Уинстона. Джулия, их взаимоотношения

-   встречи за городом, беседы героев

-   Уинстон все чаще начинает обращаться к своему прошлому

  

7 гл. фрагменты:

-         состояние матери, когда исчез отец;

-         их комната, постоянные споры из-за еды;

-         шоколад по талонам;

-         исчезновение матери.

 

Þ "Чтобы ни случилось, ты исчезнешь, ни о тебе, ни о твоих поступках никто никогда не услышит, тебя выдернули из потока истории…”

 

ü       В Океании готовились к проведению недели ненависти. Именно в эти дни Уинстон и Джулия стали часто видеться в лавке старожитностей мистера Чарингтона.

ü       Были ли они счастливы там, где за ними не следили ?

ü       Что стало нам известно о министерстве любви ?

ü       Какую роль сыграл О’Брайон в судьбе Уинстона и Джулии ?

Творческая группа сообщает, что О’Брайон – член внутренней партии. Нужно сказать о том, что Уинстон, считая, что О’Брайон тоже не верит в принципы ангсоца, признавался, что они с Джулией мыслепреступники, но они готовы исполнить какие-либо поручения единомышленников. О’Брайон дает им книгу давно распотрошенного Голдстейна. Именно эта книга, за которой гонялась полиция мысли, чтобы уничтожить ее, могла привести в порядок мысли в голове Уинстона.

ü      Предательство О’Брайона. Он оказался не тем, за кого себя выдавал

ü      Уинстон и Джулия попадают в министерство любви

 

Со второй главы третей части начинается духовная смерть Уинстона, которая нужна была внутренней партии, тем, кто поставил своей задачей переубедить жителей Океании, ангсоцев, что дважды два – пять.

  Запомним слова Уинстона, сказанные о Джулии:

"Если бы я смог спасти Джулию, удвоив собственные муки, согласился ли бы я на это ? Да согласился бы.

ü      О чем разговаривали Уинстон и О’Брайон ?

ü      Удалось ли ему сломить Уинстона ?

 

           V.      РАБОТА С ТЕКСТОМ

 

Читаем фрагменты из речи О’Брайона, который объяснял своей жертве, для чего ее тут задерживают. А потом О’Брайон разрешил Уинстону задавать вопросы. Почему он спрашивает у Джулии о старшем брате?

В министерстве любви добиваются, чтобы Уинстон стал таким, как его враги, ему для этого много чего не хватает, но мешает стать таким его душа. В душе Уинстона как и у каждого человека,- опыт прошлых поколений, то, что составляет главную сущность человека.

И пока его душа препятствует насилию, пока она остро реагирует на боль и предательство,- человек жив, он может считаться непобедимым.

ü      Знакомимся с основными положениями программы, которые палач раскрывает своей жертве.

Уинстон не может протестовать, поскольку он еще не произвел измены. Духовно он выше своих палачей. Ему предложили посмотреть на себя в зеркало. Что он увидел?

(глава 4) Мы наблюдаем, как меняется Уинстон. Он понял: бунтовать не следует. Узнал, что на протяжении семи лет за ним наблюдали: как жука, рассматривали в лупу.

ü      Какой вы представляете себе комнату 101? Почему Уинстон так ее боялся?

ü      Именно здесь случится то, чего пытались достичь от Уинстона. Что именно?

Пока он не предал ту, которую любил, он был для них недосягаем. Но они сломили его. Они внесли в комнату клетку с крысами. Они были большими.

(Чтение отрывка)

ü      Что с ним случилось? Он полюбил Старшего Брата?

 

        VI.      ВЫВОДЫ   

 

Жестокая машина тоталитаризма уничтожает волю, память, сознание человека.

Жанр романа: антиутопический роман

Стиль:             публицистический

Тема:                показ духовной деградации человека в условиях тоталитарной системы

Идея:                протест против насилия, защита прав человека

Основная проблема, которая интересует Оруэлла: каким образом происходит превращение нормального, мыслящего человека, личности с собственным достоинством в человека, способного исполнять только требования режима. Автор имеет ввиду не только сталинизм - он понимает, что власть, которая распространяется во всем мире, болезнь XX века, которая убивает личность, приводит к уничтожению "Я” человека. Можно ли быть счастливым в таких условиях? Оказывается, можно. Уинстон приобрел свое счастье, он тенерь "любит Большого Брата”, ему ничего не угрожает. Человек чувствует себя комфортно, удобно. Не ставит перед собой проблем, которые он не может решить. А может именно так следует жить?

(ответы учеников)

 

     VII.      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Написать эссе: « Моё впечатление от романа».

 

Материал для учителя

Из автобиографической заметки Оуэлла:

ü      Родился в 1903 г. В Матикари в Бенгалии, вторым ребенком в англо-индийской семье.

ü      Учился в Итоне в 1917-1921гг. ”…и был столь удачлив, что получал стипендию, хотя занимался очень мало и мало чему обучился. Не думаю, чтобы Итон оказал решающее влияние на мою судьбу”.

ü      С 1922 по 1927 год служил в индийской имперской полиции в Бирме. "Оставил службу, потому, что я больше не мог служить империализму, губительный характер которого я осуждал”.

ü      Вернувшись в Европу я около полутора лет жил в Париже, писал романы и короткие рассказы, которые никто не хотел издавать.

ü      Когда сбережения кончились Оруэлл жил в крайне суровой бедности, сменив среди других профессии судомойки, репетитора и учителя бедной частной школы; помощник продавца в лондонском книжном магазине (нравилось, но не мог жить в Лондоне).

ü      С 1935 г. получил возможность жить на гонорары; в конце этого года переехал в деревню и открыл небольшой магазинчик.

ü      Летом 1936 г. женился.

ü      В конце 1936 г. уехал в Испанию, чтобы принять участие в гражданской войне Þ отвращение к советскому социализму .

ü      Четыре месяца пробыл на арагонском фронте, был ранен.

С этого времени пишет книги, выращивает цыплят и овощи.

Был членом независимой лейбористской партии, но вышел из нее "писатель может сохранить честность, только ,будучи свободным от партийных лозунгов”.

ü      Писатели, которыми восхищался: Свифт, Шекспир, Диккенс, Филдинг, Золя, Флобер, Сэмюэль, Джеймс Джойс, Элиотт, Д.Лоуренс. Но большее влияние оказал Сомерсет Моэм; "…его искусством прямого, без вычурностей повествования я восхищаюсь”

Публикации :  "Собачья жизнь в Париже и Лондоне(1933)”, "Дни в Бирме(1934)”, "Дочь священника(1935)”, "Пусть цветет аспидистра(1936)”, "Дорога на Уиган-Пирс(1937)”, "Памяти Каталонии(1939)”, "За глотком свежего воздуха(1939)”, "Во чреве кита(1940)”.

Категорія: Конспекти уроків | Додав: uchitel
Переглядів: 4163 | Завантажень: 0 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/4
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: