Возвращение блудного сына, ок. 1666-69 «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне.
У
некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче!
дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По
прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю
сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил
всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел,
пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои
пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели
свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько
наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и
пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число
наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще
далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и
целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред
тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим:
принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и
обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем
есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и
нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и
возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и,
призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой
пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял
его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал
его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда
не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка,
чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой,
расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него
откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и
всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат
твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. — Лк.15:11-32
Сюжет картины
На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын
возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и
сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший
праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.
Описание
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от
своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского, изобразившего блудного
сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт
сосредоточился на сути притчи — встречи отца и сына и прощении.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой
части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный
сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно
касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример
композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для
наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в
картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание.
Композиционный центр находится почти у края картины. Художник
уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.
Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по
высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен
использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих
творений».
Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и
его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк
на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна
упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и
за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке
живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу,
но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног
коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся
последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная
от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены
прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». «Перед нами
децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и
цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие
заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по
композиционной схеме „отклик"».
Второстепенные персонажи
Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные
силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие —
остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного
героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о
ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.
Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет
прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на
котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении
фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь,
Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни
написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное
сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее,
прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое
сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти
исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок,
имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери
блудного сына.
Две фигуры на заднем плане, расположенные в
центре (судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна
персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке.
Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может
быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом
деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну.
Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает
столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп
Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает
символическое звучание.
Внимание исследователей приковывает
фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она
играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как
основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на
него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и
блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина
Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим
предположениям — именно он старший сын, что не совпадает с возрастной
характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет,
как отец. Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии,
поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал
прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые
исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.
Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в
берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые
изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома
навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два
хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры —
изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи.
В профиль в
виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён
музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о
музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом
отца.
Обстоятельства создания Офорт 1636 годаЭто
не единственная работа художника на этот сюжет, хотя он создавал
произведения с другой композицией. В 1636 году он создал офорт, а в 1642
году — рисунок (музей Тейлера в Харлеме). Рисунок 1642 года
В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях»,
отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское
наследство.
Обстоятельства написания полотна загадочны. Как
считается, оно написано в последний год жизни художника. Изменения и
исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгене,
свидетельствуют о подлинности полотна.
Традиционная датировка
1668—1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Историки
искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или
1663 годами. Автопортрет с Саскией на коленях
Источник: http://ru.wikipedia.org |